Один из видов работы с бумагой – бумажная живопись – заключается в создании ярких и оригинальных произведений декоративно-прикладного искусства из разноцветных кусочков бумаги. Картины, выполненные в технике бумажной живописи, похожи на полотна, создаваемые при помощи акварели или масляных красок, и, одновременно, напоминают аппликацию.
Более полутора тысяч лет эта техника существует на Востоке.
В Корее искусство бумажной живописи называется «ханди-гырим».
Ханди – это бумага ручного производства, в состав которой входят только натуральные природные компоненты (в том числе кора тутового дерева) и вода, процеженная через жженый жмых от риса или гречихи. Окрашивают такую бумагу также исключительно натуральными красителями. Благодаря особой технологии изготовления, ханди может храниться десятки и даже сотни лет, не теряя при этом своих качеств.
«Красками» при создании ханди-гырим являются разноцветные кусочки, которые при помощи специальных инструментов вырываются из размоченного листа ханди.
В Японии искусство бумажной живописи называется «чигири-е»* («чигири» – отщипывать, разрывать, «е» – картина). «Краски» для «чигири-е» получаются из клочков крашеной рисовой бумаги.
Для работы корейские и японские мастера применяют специальные инструменты: – шилья, доты (инструмент, похожий на двустороннее шило, на кончиках которого имеются гладкие шарики) – для перенесения схемы рисунка с оригинала на бумагу-основу;
– острые деревянные или пластмассовые палочки – для коррекции волокон ханди или рисовой бумаги после приклеивания к основе;
– специальные кисти;
– прозрачный клей.
Для создания произведений бумажной живописи можно обойтись и подручным материалом и инструментами – например, использовать фильтровальную бумагу или старые цветные журналы (из мягкой бумаги). Одноцветную бумагу можно окрасить акварельными красками.
Для основы потребуется картон.
Сначала на картоне необходимо нарисовать эскиз будущей работы (или взять готовую картинку/открытку). Затем от бумаги или журналов подходящих цветов выщипать клочки (с помощью шила) размером не более 1 кв. см и наклеить их на основу с рисунком так, чтобы была закрыта вся основа.
Увлеченные этой техникой авторы отмечают, что результат существенно зависит от того, как прокрашены бумажные кусочки. Если это фильтровальная бумага, то она прокрашивается насквозь. Тогда картина более похожа на написанную красками. А если используется бумага из журналов – то получается типа мозаики, потому что цветные бумажные кусочки имеют белые края (линии отрыва).
Бумажная живопись требует терпения и аккуратности.
Но, зато, и результаты превосходят ожидания.
* Помимо “чигири-е” встречаются названия “чигире-е” и “чигири-э”.