Папье-маше в переводе с французского («papier mâché») означает «жеваная бумага». Материал представляет собой массу из измельченной бумаги или картона, в которую добавляются различные клеящие вещества (клей, крахмал), а также минеральные порошкообразные вещества (например: мел, гипс, алебастр). Основная характеристика папье-маше – пластичность. Благодаря ей, сфера применения этого материала весьма широка: от изделий декоративно-прикладного искусства до современных конструкционных композитных материалов. Из бумажной массы можно лепить; ее можно лить в формы или прессовать.
Изобретен этот вид обработки бумаги был в начале XVI века во Франции. Вначале его использовали для изготовления игрушек – в первую очередь кукол. Начиная с конца XVII века, повальное увлечение восточными декоративно-прикладными искусствами привели к широкому распространению этого материала в странах Европы. Особого расцвета производство художественно-декоративных произведений достигло в Англии во времена правления королевы Виктории.
Россия практически не отставала в этом плане от Европы. Введенная Петром I мода на произведения искусства привела к расцвету всевозможных ремесел.
В XVIII—XIX веках производство художественных изделий из папье-маше было поставлено на промышленную основу. Признанные центры лаковой миниатюры — Холуй, Палех и Федоскино — во многом стали известными благодаря поделкам из папье-маше.
Несложная технология и доступность материалов привели к тому, что из папье-маше начали изготавливать самые разнообразные изделия: игрушки, табакерки, вазы, шкатулки, бижутерия, подсвечники, декоративные столики, стулья, украшения для окон и дверей — и это далеко не полный перечень. Расписанные красками, покрытые лаком, эти изделия не только поражают своей красотой и совершенством, но и являются достаточно прочными.
Чрезвычайно широкое применение папье-маше нашло в театре и цирке. В изготовлении практически всей бутафории, так или иначе, применялась «жеваная бумага».
Позднее этот материал нашел применение в стенах университетов, институтов и гимназий: многие учебные пособия и муляжи по различным предметам изготавливались из папье-маше.
За несколько веков было придумано множество секретов изготовления папье-маше. В целом их можно сгруппировать в два основных типа технологии «матирования» – внешний и внутренний:
- Изделие формируется на модели (готового предмета или выполненной из пластилина, глины, гипса и т. п.) из маленьких кусочков мокрой бумаги, которые склеиваются послойно. Таких слоев может быть от 3—4 до нескольких десятков. Для склеивания ранее использовался крахмальный клейстер. В настоящее время применяют клей ПВА. Изделия из пластин твердого плотного картона склеиваются под давлением. При таком матировании первоначальная форма предмета несколько изменяется.
- Изделие отливается в форме, или форма покрывается слоем из бумажной массы. Такой способ матирования называется формовкой. Технология приготовления такой массы достаточно трудоемка. Сначала мелкие кусочки бумаги заливаются горячей водой, перемешиваются и настаиваются в теплом месте от нескольких часов до 1—2 суток. Затем эта жидкая бумажная масса подвергается кипячению, отжиму и просушиванию в разрыхленном состоянии, после чего в нее добавляются мел, гипс и клеящие вещества (столярный клей, клейстер, ПВА и т. д.). Получившуюся тестообразную массу выливают в форму или наносят слоем на форму и высушивают. Способ формовки отличается тем, что дает большое пространство для фантазии.
Модели, при помощи которых создаются вещи из папье-маше, могут выполняться из самых разных материалов: глины, дерева, камня, пластилина, гипса, а также из современных синтетических материалов, например, эпоксидной смолы.
Выполненные в той или другой технике изделия в дальнейшем подвергаются обработке: выравниванию, шлифовке, грунтовке, окраске, лакированию и т. д.
Смешивая бумажную массу с такими веществами, как серная кислота, раствор хлористого цинка, декстрин и некоторые другие, которые противодействуют влиянию воды, можно изготовить из папье-маше изделия, устойчивые к воздействию влаги. А вводя в раствор кремниенатриевую соль, квасцы, углекислый калий и водный нашатырь (пропорция химикалий и бумаги 8 : 40), получают огнеупорное папье-маше.
Добавляя к бумажному водному раствору крахмал, бензин, гуммиарабик, двуокись калия, цемент, тряпье и другие компоненты, получают строительный материал, из которого делают строительные доски; полы, не уступающие по качеству линолеуму; материал для облицовочных работ типа фанеры, который отличается пластичностью, устойчивостью к механическому воздействию и перепадам температуры. Все эти материалы можно окрашивать, полировать и покрывать лаком.
Конечно, для изготовления специальных материалов потребуются специальные знания и опыт, а вот освоить технологию папье-маше для производства игрушек или сувениров совсем несложно. А уж что касается материалов и инструментов, здесь нужно просто оглянуться в собственной квартире, и вы их найдете повсюду.
Отрывок из книги «Лучшие поделки из бумаги».
Авторы: О. В. Белякова, М. А. Изотова.