Рецепт папье-маше для отливки изделий в моделях
Этот рецепт несколько сложнее предыдущего, зато из такой массы получаются более качественные изделия.
В подходящей емкости смешать 5 кг истолченного в порошок и отмоченного глинистого сланца; 2 кг бумажной массы, подготовленной по рецепту, приведенному ранее; 3 кг алебастра, и развести смесь водой до консистенции жидкой кашицы. Настоять массу в течение 5—6 часов, затем разлить ее в заранее подготовленные и предварительно смазанные жиром формы. После того как в форме образуется корка (обычно на это уходит 20—30 мин), излишек жидкой массы извлечь, а получившиеся предметы достать из форм, подсушить и подвергнуть последующей обработке.
Для прочных декоративных изделий и архитектурных деталей (например, лепнины) можно также сделать массу папье-маше более густой, т. е. консистенции крутого теста. Такую бумажную массу надо раскатать при помощи скалки на столе, покрытом клеенкой. Затем полученные «блины» следует нарезать на куски необходимой величины и вдавить их при помощи деревянных лопаточек в подготовленные (т. е. смазанные жиром или вазелином) формы. Главное условие при этом — отсутствие трещин в массе.
После того как вся внутренняя поверхность формы будет заполнена слоем бумажной массы, излишек воды, выступившей при вдавливании, надо удалить при помощи поролоновой губки. После небольшой просушки (10—15 мин) оттиск из папье-маше надо вынуть и выложить для просушки на проволочную сетку.
Слоеное папье-маше
Гораздо сложнее сделать изделия в технике слоеного папье-маше.
Для такой работы потребуются: старые газеты, клейстер, кисточка и форма.
Сначала надо разорвать газету на небольшие кусочки. Бумагу для папье-маше лучше всего не резать, а рвать руками, так как в этом случае края получаются тонкими, и в результате они лучше приклеиваются и сглаживаются во время работы. Размеры кусочков во многом определяются размерами изделия. Соответственно, чем миниатюрнее будущая поделка, тем мельче должны быть кусочки.
Крупными кусками бумаги оклеить форму можно гораздо быстрее. Однако следует знать, что такие куски нужно сначала опустить в миску с клеем, дать им намокнуть и перед тем, как наклеивать, помять в руках.
После наклейки на поверхность формы большие куски бумаги надо хорошенько разгладить руками, чтобы удалить образовавшиеся складки.
Не рекомендуется использовать для слоеного папье-маше толстую бумагу, так как ее сложно проклеить, и она плохо прилегает к форме.
Для начинающих лучше взять бумагу двух или трех цветов, в зависимости от количества слоев, и использовать ее в работе последовательно. А чтобы не запутаться, где какой слой, для каждого следующего слоя берется бумага другого цвета.
Затем, смачивая каждый кусочек водой, последовательно наклеить на форму первый слой бумаги, внимательно наблюдая, чтобы не было ни одного не оклеенного сантиметра поверхности. Сразу же после этого, не давая первому слою высохнуть, нанести второй слой, но уже с помощью клейстера. Обрывки бумаги при этом надо смазывать клеем при помощи кисточки с двух сторон. Приклеенные полоски следует тщательно разгладить так, чтобы удалить все пузырьки воздуха (примерно так, как это делается при оклейке стен обоями). Далее надо накладывать по 2—3 слоя одновременно. Если сразу наложить много слоев, поделка будет очень долго сохнуть.
Аналогичным образом накладываются все следующие слои, которых должно быть не менее 7—10 – чтобы достигнуть нужной толщины стенок изделия. Если у поделки предполагается наличие каких-то деталей: выпуклых украшений, ручек и т. д., то их легко изготовить при помощи кусочков картона: необходимые детали вырезаются из картона и прикрепляются к поделке модели скотчем. Затем они также покрываются слоем папье-маше.
После того, как изделие полностью покрыто необходимым количеством слоев бумаги, его ставят на просушку. При комнатной температуре поделка средних размеров полностью высыхает за 48 часов.
Пока папье-маше полностью не высохнет, с ним ничего нельзя делать (снимать с формы, подвергать дополнительной обработке или красить), иначе оно деформируется, и весь труд пропадет зря.
Не рекомендуется сушить изделия из папье-маше на обогревательных приборах, например батареях комнатного отопления, так как при такой сушке они легко могут потрескаться.
После полной просушки копия из папье-маше аккуратно снимается с формы.
Поскольку первый слой, смоченный водой, наносился на форму без клея, изделие из папье-маше должно легко от нее отделяться.
Если в качестве формы используется предмет, с которого невозможно целиком снять поделку, то придется последнюю снимать частями, предварительно аккуратно разрезав ее острым ножом.
После того как все части будут сняты с формы, их необходимо тщательно склеить 2—3-мя слоями кусочков газетной бумаги.
Когда изделие окончательно просохнет, его поверхность сначала аккуратно выравнивается при помощи мелкозернистой наждачной бумаги, острого ножа, напильника и т. д. Практически всегда готовое изделие из папье-маше требует дополнительного покрытия — грунтовки. В этих целях лучше всего использовать шпаклевку, приготовленную на водной основе или на основе латекса. Готовый грунт следует наносить тонкими слоями с обязательной просушкой перед нанесением очередного слоя. Для нанесения грунтовки лучше всего подходят плоские кисти или тонкий резиновый шпатель.
Затем, для того чтобы сгладить неровности и полностью закрыть газетный шрифт, высохшее изделие можно покрасить одним-двумя слоями водоэмульсионной краски.
Следующий этап — раскрашивание поделки.
Окрашивание изделий из папье-маше
Существуют разные способы окрашивания поделок из папье-маше.
Один из них состоит в том, что красками покрывают только поверхность изделия, а другой заключается в окрашивании всей бумажной массы насквозь.
Для вещей, предназначенных для частого использования, например, игрушек, шкатулок, коробочек для украшений и прочего, предпочтительнее сквозная сплошная окраска. В случае стирания выпуклых частей у этих предметов (например, углов у шкатулок или носиков на головках кукол) дефекты не будут заметными. Если же их покрыть только поверхностным слоем краски, то со временем будут образовываться некрасивые «проплешины».
У сувениров или предметов, которые не предполагается часто брать в руки, достаточно покрыть краской только поверхность.
При необходимости в одном изделии можно сочетать оба способа окрашивания.
Для декорирования поделок из папье-маше годится практически любая краска: акриловая, анилиновая, масляная, водоэмульсионная, эмаль, глянцевые краски. Чаще всего применяются акриловые краски, так как они относительно дешевы, просты в использовании, быстро сохнут. К тому же гамма акриловых красок чрезвычайно разнообразна.
Не рекомендуется окрашивать изделия из папье-маше гуашью и акварелью, так как это нестойкие краски (со временем легко стираются). Однако, если гуашь развести клеем ПВА (в пропорции 1 ч. л. клея на 1 баночку гуаши), ее стойкость повысится.
Для получения матовой поверхности изделия часто применяют темперные краски, а для глянцевой блестящей — масляные.
Блеск внешней поверхности поделки придаст также любой бесцветный лак (например, мебельный).
Изделия из папье-маше можно декорировать не только окрашиванием.
На них можно наклеивать аппликации и даже расписывать их в технике «чигири-е».
По материалам книги «Лучшие поделки из бумаги».
Авторы: О. В. Белякова, М. А. Изотова.